«Цифровой куратор» или как повысить квалификацию и шагать в ногу со временем?
Елена Хартман, руководитель частного предприятия “Хартмикс” давала интервью, в котором рассказала, какие возможности карьерного роста можно открыть в современном дистанционном образовании. А также как белорусские педагогические и социальные работники могут бесплатно стать цифровыми кураторами.
– Елена Алексеевна, ваша компания с 2015 года консультирует и взрослых, и детей по вопросам психологического здоровья, помогает людям получить образование, сопровождает проекты компьютерных технологий. И всё это дистанционные услуги?
– Если заглянуть на сайт ЧУП «ХартМикс», там видно, что большинство наших проектов действительно не привязаны к географии. Если это не “интимные” психологические техники, а таких не много, то гораздо легче работать удаленно. Когда ты не привязан к определенному месту, перед тобой открываются безграничные возможности. Именно поэтому ХартМикс отдает предпочтение в образовательных, компьютерных, информационных, консультационных и психологических услугах именно дистанционной форме коммуникации.
– Если говорить именно про образование, то дистанционные дипломы – это новая мода, веяние времени? Или все та же, хорошо знакомая многим из нас заочка?
– В самой форме получения знаний, и правда, нет ничего нового. Я сама не исключение: получала свои дипломы не только в очном студенчестве, но и заочным способом учиться приходилось. Но компьютерные технологии и интернет “прокачали” заочную форму образования до высшего пилотажа. Поверьте, одно то, что сегодня не нужно тратить время на передвижения в пространстве, ездить на сессии, и с преподавателями можно общаться в режиме реального времени через компьютерный монитор, в разы ускоряет скорость получения и усвоения информации. Как человек, съевший в сфере образования не одну собаку, я вижу прямую связь между способом получения диплома и уровнем компетентности специалиста. С нами люди успешно получают средне-специальное, высшее, первое и последующие, дополнительное образование, учатся в магистратуре или аспирантуре, проходят краткосрочные курсы по повышению квалификации.
– Кстати, о курсах. Вы являетесь одним из координаторов российского проекта «Цифровой куратор» в Беларуси. Чем интересна эта образовательная инициатива?
– Проект задуман для педагогов, библиотечных и соцработников, чтобы они добавили к своим навыкам универсальных цифровых компетенций.
Организовали всё как раз наши партнеры по дистанционному образованию – БИОР «Умней» и Российское общество «Знание» при поддержке Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств и международному гуманитарному сотрудничеству.
А такие инициативы в нашей стране, как Государственная программа «Развитие цифровой экономики и информационного общества», а также Концепция информатизации системы образования, стали очень созвучны нашим коллегам из России. Поэтому мы решили идти на встречу друг другу и пригласить учителей, преподавателей, педагогов-психологов, педагогов-организаторов, социальных педагогов и библиотекарей учебных заведений нашей страны принять участие в проекте «Цифровой куратор».
– На каких условиях приглашены все названные специалисты?
– Участие в проекте – бесплатное. Программа рассчитана на 24 часа. Форма обучения: очно-заочная (нужно 1 раз прийти в компьютерный класс, в Бобруйске он находится по адресу: ул. Пушкина, 163, каб. 205 для получения сертификата и удостоверения о повышении квалификации, все остальное дистанционно в удобное время). Обучение можно пройти после подачи заявления и зачисления в течение 2-х недель.
Проект стартовал 1 октября и до 23 декабря желающие могут в нем принять участие. Наиболее востребован проект среди специалистов Беларуси – пока педагогическими работниками Брестской и Гродненской областей.
– Какой документ получают участники проекта “Цифровой куратор”?
– Изучив представленный в программе материал, педагоги в полной мере овладевают универсальными цифровыми компетенциями, проходят тестирование и получают сертификаты Российского общества «Знание» и удостоверения о повышении квалификации Московского Института непрерывного образования «Профессионал».
– Расскажите подробнее о программе проекта. Из чего она состоит?
– Из трех модулей. В первом рассматривается медийно -информационная грамотность. Слушатели узнают, как использовать современные цифровые технологии с пользой и выгодой. Научатся ориентироваться в медиапространстве, искать нужные новости, факты и цифры. Не всем педагогам эти моменты даются легко. А между тем умение найти нужные данные в сети, сопоставить несколько источников информации при принятии решения, определить пользу или вред тех или иных сообщений – критически важные компетенции не только для профессиональных качеств учителя, но и для успешности его общения с учениками – молодым поколением!
Во втором модуле проекта “Цифровой куратор” даются знания технических составляющих компьютера. Они позволяют легко обращаться с устройствами и платформами, а также понимать возможности и цели использования разнообразных гаджетов.
И наконец, третий модуль программы нацелен на цифровую безопасность. Педагогические работники как люди интеллектуального труда отлично понимают, насколько важно знание программ по защите информации в цифровой среде. Абсолютно всё – от личных компьютера и смартфона до контента и личных данных – сегодня как никогда нуждается в сохранности и конфиденциальности. Одно осознание проблемы, к сожалению, не защитит человека от потери персональных сведений. На тщательную подготовку к защите информации и нацелен финальный модуль проекта.
– Есть какие-то возрастные ограничения для участия в программе “Цифровой куратор”?
– Нет. Знания, что дает проект, востребованы всеми педагогами. Но я хотела бы подчеркнуть особую значимость этой программы для людей возраста 50+. Педагогические работники этого поколения часто боятся всего, что связано с цифровыми технологиями. И зря! Смелое и умелое обращение с компьютером и интернетом – это именно то, чтобы в работе и в жизни идти в ногу со временем. И главное, это очень просто!
Я сама – педагог 50+ лет и на богатой практике знаю, что, обучая поколение Z, мы ни на минуту не можем отставать от них. Идти впереди – вот наша задача! Только тогда мы сможем стать для наших учеников и воспитанников и друзьями, и учителями, и единомышленниками.